
«Телефонный звонок»
В ходе телефонного разговора злоумышленники представляются: сотрудниками банка, правоохранительных органов, социальных служб, специалистами портала «Госуслуги», близкими родственниками, которые сообщают о проблемной ситуации, требующей незамедлительного реагирования. Например: третьи лица пытаются оформить кредит; по банковской карте/счету производятся/совершены подозрительные операции; банковский счет заблокирован; близкий родственник попал в беду; необходимы деньги и др., после чего предлагают потерпевшему в целях решения проблемы совершить следующие действия:
- Произвести операции по указанию злоумышленника через банкомат или в режиме онлайн через приложение;
- Снять денежные средства с банковского счета/карты, оформить кредит, а после перевести денежные средства на «специальный безопасный счет»;
- Сообщить номер банковской карты, CVC — код, коды из СМС сообщений;
- Передать денежные средства третьему лицу.
Способы защиты:
- Не отвечайте и не перезванивайте на незнакомые номера;
- Прервите разговор если он касается финансовых вопросов;
- Позвоните своим близким, родственникам, проверьте информацию;
- Обратитесь в полицию, банк или организацию;
- Не сообщайте сведения о картах (CVV/CVC-коды);
- Не переводите денежные средства по просьбе (требованию) неизвестных лиц.
Взлом личного кабинета портала «Госуслуги»
Основные схемы взлома:
1. Злоумышленниками, путем обзвона граждан, осуществляется неправомерный доступ (взлом) к личным кабинетам портала «Госуслуги», с последующим оформлением микрозаймов и кредитов.
В ходе телефонного разговора мошенники представляются сотрудниками сотовых компаний (работниками портала «Госуслуги»). Под видом продления срока действия SIM-карты, либо подтверждения личности на портале «Госуслуги», просят продиктовать код, поступивший в SMS-сообщении. В это время, злоумышленник в приложении «Госуслуги» вводит абонентский номер потерпевшего, и ожидает когда ему продиктуют код, получая тем самым доступ к личному кабинету портала.
2. Одним из способов возможности получения доступа к личному кабинету портала «Госуслуги» является несвоевременное открепление абонентского номера в случае прекращения его использования (смена номера). Злоумышленники покупая новые SIM-карты восстанавливают пароль на портале «Госуслуги».
Способы защиты:
- Не отвечайте и не перезванивайте на незнакомые номера;
- Никому не сообщайте коды из SMS-сообщений (в т. ч. поступившие с портала «Госуслуги»);
- Установите дополнительную защиту для входа на портал Госуслуги: SMS-пароль и контрольный вопрос.
- Регулярно меняйте пароли доступа.
Фишинг – сайт двойник или зеркальный сайт
Преступником создается сайт «двойник», визуально схожий на какой-либо известный официальный сайт (в названии имеются отличия).
Способ защиты:
- При проверке обратите внимание на:
- Мошенники заменяют буквы символами – например, ЦИФРА 1 вместо БУКВЫ «I» (onL1ne вместо onLIne);
- Имя сайта максимально приближено к оригиналу (onLLine.sberbank.ru вместо onLine.sberbank.ru); • Фейковый сайт может располагаться в нестандартной зоне, например rzd.INFO или rzd.NET, когда оригинал: rzd.RU.
Мошенничества, совершаемые в сети интернет
Преступления, совершаемые в социальных сетях, мессенджерах, торговых площадках в сети Интернет (Авито, Дром и т.д.).
Способы защиты:
- Не осуществляйте предоплату;
- Называйте только абонентский номер для перевода денежных средств (достаточно для осуществления перевода);
- Оплачивайте покупки только после доставки.
- Проверяйте рейтинг продавца и отзывы.
Фиктивные «инвестиции»
Злоумышленники под видом участия в торгах на «бирже», создают сайты, на которых люди вкладывают денежные средства под видом инвестиций, при этом предоставляют потерпевшим ложную информацию об увеличении дохода.
Способ защиты:
- Проверяйте брокерскую компанию на сайте Банка России – crb.ru (пример сайта, связанного с фиктивными «инвестициями» - compire-group.com).
- Не доверяйте рекламе о биржах в сети Интернет.
- Не верьте заманчивым и убедительным словам о высоких доходах при низком риске.